четверг, 17 февраля 2011 г.

Роль философии в инженерной деятельности.

      В России, на сегодняшний день, около 1000 высших учебных заведений. ВУЗы делятся на классические университеты, технические университеты, институты и т.д. В любом из вышеперечисленных учреждений обучающийся человек удовлетворяет свои потребности, а именно: познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать), а также потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности). Это высшие ступени в иерархическое системе потребностей человека, составленной американским психологом А. Маслоу, так называемая «Пирамида потребностей». Человек получает высшее образование. Образование обеспечивает решение важнейших государственных задач: повышение безопасности страны, подготовку специалистов для всех направлений экономики, повышение интеллектуального уровня населения. Важнейшая задача системы высшего образования-это формирование широкообразованной личности, общих и профессиональных знаниевых компетенций, формирование творческого системного мышления и способности обеспечивать устойчивое существование человечества в условиях научно-технического прогресса. Качества широкообразованной личности и общие компетенции можно приобрести, лишь глубоко освоив фундаментальные и гуманитарные  основы выбранной специальности. Инженерная деятельность человека, как правило, связана с модифицированными вариантами фундаментальных наук. Модификация состоит в том, что фрагменты фундаментальных наук, имеющие прикладное значение, преобразуются в теории, позволяющие выполнять инженерные расчеты и проекты. Поэтому любая инженерная дисциплина содержит фундаментальное ядро. Задача студента-выявить главные, фундаментальные знания из различных дисциплин, уметь обобщать их, а также применять в различной практической и исследовательской деятельности. Справиться с этой задачей помогают специальные учебные курсы, как естественнонаучных дисциплин, так и , не менее важных, гуманитарных и социально-экономических. Все дисциплины учебного плана образуют единую систему курсов, внутренне согласованных друг с другом так, что вместе они позволяют подготовить высококвалифицированного и широкообразованного специалиста. За период обучения в ВУЗе, из различных дисциплин в сознании студента собирается некая «мозаика», формируется картина видения мира. Все учебные дисциплины имеют общие фундаментальные основы, так как отражают различные стороны одной и той же объективной  реальности.
    Как уже было сказано выше, именно интеграция всех преподаваемых дисциплин в ВУЗе, позволяет молодому человеку к концу обучения свободно ориентироваться в условиях научно-технического прогресса, выбирать для себя дальнейший путь развития, определять цели и способы их достижения. Создается объективная картина Вселенной, человек осознаёт свое место в мире, в обществе. Однако профессиональные знания, полученные в университете (для инженера это такие науки как: математика, физика, информатика, химия, биология и другие естественнонаучные дисциплины, а также производные из них) не могут затрагивать проблемы морального, этического плана, с которыми человек сталкивается ежедневно. Они не ответят почему нужно уступить место пожилому человеку, почему нельзя оскорблять других людей, почему нельзя мучить животных, в конце концов «что такое добро» и «где начинается зло». Отвечает на перечисленные вопросы этика. Вот тут как раз и проявляют себя гуманитарные   науки, в особенности философия. Ведь этика-это философское  исследование морали и нравственности. Основными проблемами этики считаются: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости, проблема должного. В настоящее время весьма популярна точка зрения, что людям естественнонаучных и технических специальностей, то есть будущим инженерам, ученым, гуманитарные науки ни к чему, в особенности философия. Такая точка зрения вызывает у меня массу противоречий и споров, так как я с ней не согласен.
     Философия-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. С момента возникновения человека ему свойственно познавать окружающую среду. Вначале человек просто открывал новые, более благоприятные территории для условий существования , рисовал окружающий его мир, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В процессе развития человеческого мозга, познавательная функция не исчерпала себя, а совсем даже наоборот. Великие географические открытия, Эпоха Возрождения. Если взглянуть на эти отрезки времени, то видно, что человек активно ведет познавательную деятельность, развивается наука, искусство. Однако философия зародилась гораздо раньше. Пифагор, Платон, Аристотель-древнегреческие философы, жившие еще до н.э. можно утверждать, что философия-это одна из старейших наук, наряду с математикой. Тезис о том, что инженеру или ученому не нужна философия, очень сомнителен хотя бы из-за того, что многие ученые были одновременно философами, а философы совершали научные открытия. Философия и другие науки разошлись в последние 200-300 лет, до этого это было одним целым. Главный труд Ньютона носил название «Математические начала натуральной философии», а для физика    Э. Маха в Венском университете была создана кафедра натуральной философии, которой заведовал он, а после него-не менее известный физик Л.Больцман. Видно, что наука всегда была тесно связана с философией, не говоря уже о том, что разработка и исследование научных идей и теорий была стимулирована различными философскими направлениями. В ученом, философия воспитывает терпимость к чужим мнениям и критицизм в отношении собственных. Можно было бы согласиться, что философия не нужна для решения узкоспециализированных задач и однообразной рутинной работы, к примеру, вождение автомобиля, сборка мебели, погрузка-разгрузка различных материалов и т.д. Но для инженера, ученого, преподавателя, доктора, адвоката и других специальностей, требующих высокой степени образованности она не только необходима, но и, как показывает история науки, является мощным стимулом научного творчества. А если рассматривать такие современные направления науки и техники как: кибернетика, генетика, искусственный интеллект, робототехника, нанотехнология, нанобиотехнология, то здесь наука и философия, словно сиамские близнецы, неотделимы друг от друга. Для людей, стоящих на пороге открытий, внедряющих эти открытия, от электромобиля до гибкого мобильного телефона, в нашу повседневную жизнь, вопросы философии, в частности этики и морали, играют первостепенное значение. Когда инженеру следует принять решение о внедрении какого-либо открытия или о создании новейшего устройства с использованием свойств и эффектов, до недавнего времени неизвестных, то могут возникнуть вопросы: «Стоит ли игра свеч? Вреда или пользы будет больше от применения новой технологии?» В этом случае нужно опираться на этику-одну из философских дисциплин. В противном случае можно услышать мнение, подобно мнению прекрасного физика, но, по-видимому, все-таки достаточно узко мыслящего специалиста Э. Ферми, который после взрыва первой атомной бомбы воскликнул: «Какая красивая физика!»
    Поэтому сказанное выше мнение о том, что философия не нужна для людей, работа которых сводится к однообразным операциям, тяжелой физической работе, несколько ошибочно. С увеличением объемов производства, количества выпускаемых изделий, все заметнее проявляется роль автоматизации технологических процессов. Сейчас это огромные роботизированные комплексы по сборке автомобилей, компьютеров и т.д. Завтра роботы-продавцы будут обсуживать нас в супермаркетах. Тогда может возникнуть вопрос по поводу различия человека-продавца и робота-продавца, выполняющего те же функции по написанной для него программе. Не будем принимать во внимание внешние различия, так как японские инженеры активно занимаются разработкой андроидов-человекоподобных роботов, в скором времени трудноотличаемых  от настоящего человека. Чем тогда будут отличаться люди от роботов? Отличия будут. Понять добро это или зло, действовать согласно своей совести, чувствовать сострадание по отношению к кому-либо, искать смысл жизни, любить-вряд ли когда-нибудь это удастся роботу. Однако эти отличия не даются от рождения, они не свойственны всем людям, как например, физиологическое строение, свойственное всем относящимся к виду Homo Sapiens. Фундамент человечности закладывается в семье при воспитании, а дальше, кирпичик за кирпичиком, на протяжении всей жизни человека, в школе, в университете, благодаря новым полученным знаниям из таких курсов как культурология, политология, социология, философия, строится непоколебимый небоскрёб, делаясь с годами все выше и прочнее. Хотя может быть  и так, что заложенный фундамент  рассыпется в прах, так и не став основанием даже для маленького домика-все зависит от выбранного человеком пути. Поэтому упор только на «профессионализм» опасен тем, что,  в конце концов, общество будет представлять собой толпу биологических роботов, способных выполнять лишь то, что прикажут сверху.


Комментариев нет:

Отправить комментарий